harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Китайские колокола

Оригинал взят у kosarex в Китайские колокола
http://www.chinadom.net/about/news/?ELEMENT_ID=59&SECTION_ID=50
Бронзовые музыкальные инструменты и оружие также занимают существенное место в художественном наследии иньской и чжоуской эпох. Основным классом музыкальных инструментов были колокола, но лишенные языка, поэтому они относятся, согласно европейской музыковедческой классификации, к металлическим ударным самозвучащим инструментам. Древнейшей разновидностью китайского колокола признан нао , который насаживался на деревянное древко и напоминал по форме совок или лезвие лопаты с ручкой.
Звук извлекали ударяя по лопаточной части деревянной колотушкой. Существует точка зрения, что именно нао были главными музыкальными инструментами в иньскую эпоху. Известна серия их образцов, самый крупный из которых имеет высоту 89 см и вес 154 кг. Нао активно использовались и в начале чжоуской эпохи, достигнув тогда наибольшей декоративности, но уже к VIII в. до н.э. такие инструменты почти полностью вышли из употребления. Однако термин нао прочно вошел в китайскую музыкальную культуру, с III в. до н.э. так стали называть специальный войсковой колокол, с помощью которого сигналили о начале и прекращение боя.

В эпоху Чжоу роль главного бронзового музыкального инструмента перешла к колоколу-чжун
(в дальнейшем этим термином обозначался любой колокол). Производный от нао, он тоже имел форму лопаты, но, в отличие от своего предшественника, чжун подвешивался. В зависимости от размера, чжоуские колокола подразделялись на «большие» (ню-чжун 紐鐘) и «маленькие» (юн-чжун 甬鐘), последние подвешивались в чуть наклонной позиции.

Самостоятельный вид древнекитайских колоколов образует бо
, тоже появившийся в начале чжоуской эпохи. Он имеет форму, традиционно соотносящуюся с образом колокола, и снабжен петлеобразной ручкой, позволявшей подвешивать этот музыкальный инструмент в  вертикальном положении. Бо нередко отличались обилием декора и внушительными размерами: известен, например, инструмент высотой 75 см и весом 62,5 кг, датируемый VII в. до н.э.

Колокола образовывали инструментальные наборы бянь-чжун
編鐘
, которые оставались самым распространенным оркестровым инструментом на протяжении чжоуской эпохи. Древнейшие образцы бянь-чжун, состоящие из деревянной рамы с двумя брусками, к которой могли подвешиваться до 16 колоколов, настроенных от До третьей октавы до Ми четвертой, относятся к XI–X вв. до н.э. Самый крупный бянь-чжун (из 64-х колоколов) был найден в уже упомянутой выше гробнице «князя И». В дальнейшем число колоколов в наборах неуклонно сокращалось, дойдя двух на одной раме, что свидетельствует об уменьшении роли колоколов в оркестре. В итоге бянь-чжун трансформировался в новый вариант музыкального инструмента, состоящего из набора небольших колокольчиков.
 


Если вы сомневаетесь, посмотрите Википедию, там тоже указывается, что древнейшие колокола появились в Китае ещё до Чжоу в период Шан-Инь и даже раньше. Игра на колоколах также появилась в Китае. Возможно, что это изобретение потом привело к изобретению ксилофона. Использование колокола для оповещения войск сосуществовало с использованием колоколов для религиозных церемоний. Впрочем, музыка самых разных видов использовалась для религиозных церемоний. Буддистские храмы по сей день широко используют колокола, оповещая о времени для начала молитвы и просто времени суток.

Изобретение китайцами колоколов оказало огромное воздействие на мировую культуру. Христианские храмы имеют колокола. Суда тоже имеют колокола. Под звук судового колокола Колумб приплыл в Америку, а Магелан совершил первое, кругосветное путешествие.


Существует масса свидетельств о том, что найденные древние колокола отнюдь не являются самыми крупными для того времени. Вес их мог доходить до тонны. Это не удивительно, поскольку отдельные ритуальные бронзовые сосуды с тремя и четырьмя ногами весили не меньше. Китайские сосуды были богато орнаментированы. Вот любопытный сосуд.

Видно, что чжоуская бронза отличалась богатым орнаментом, влючавшим в себя различные фигурки. Сам же орнамент явно схож с древнеримским и другими средиземноморскими орнаментами. Однако, качество работы выше средиземноморских образцов. На заднем плане справа виден чайник. Чайник это китайское изобретение ещё чжоуских времен. Изобретение очень медленно проникало в Европу, поскольку сделать хороший чайник из глины сложно, а из бронзы не только довольно сложно, но и дорого. Раньше в чайник наливали вино, потом стали использовать также для чая.
Tags: китай, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments