harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Lettre de Marque, или настоящее отношение США к пиратству, иначе к грабежу.

Оригинал взят у langenberg в Lettre de Marque


В восьмом разделе первой статьи Конституции США есть одна интересная фраза -

Section 8. The Congress shall have power…..
To declare war, grant letters of marque and reprisal, and make rules concerning captures on land and water;


За что же такое берёт ответственность на себя Конгресс, называемое “letter of marque”?


Letter of marque, по-французски Lettre de Marque или Lettre de Course – это не что иное, как патент приватира, по-французски – корсара, в германских языках – капера, частного лица, занимающегося законным пиратским рейдерством на собственном судне.



Этот документ подтверждал следующее – капитан судна имеет право заниматься остановкой, досмотром, реквизициями и потоплением судов стран-противников в определённых зонах. Имеет право нападать на вражеские порты и населённые пункты. Всей добычей он распоряжается полностью, либо по отдельной договорённостьи с казной. На случай беспорядочного разбоя капитан вносит в казну залоговую сумму. Капитан и команда не подчиняются флотским властям, но находятся под защитой государства как его военные моряки.

Рейдерство известно с незапамятных времён, а в Англии, Голландии, Португалии, Испании и Франции широко развилось с середины 15-го, и особенно 16-го века как часть guerre de course (рейдерской войны) в основном против испанских конвоев Flota de Indias, «Флота сокровищ».
Практически все действительно успешные европейские пираты, от Васко да Гамы и Анре Дориа (и даже раньше, от Жанны де Монфор), до Френсиса Дрейка и Робера Сюкуфа были приватирами. Реальная защита корсарским патентом, Letter of marque, на родине, да и не такая уж призрачная за рубежом, а самое главное – «приз», большая часть добычи, двигало в приватиры массы авантюристов по всей Европе и по обе стороны Атлантики.
Даже первый русский адмирал Ивана Грозного, Карстен Роде по сути был классическим капером, пиратствующим зп приз.

Приватирство не исчезло и в 17 и в 18 веке. Более того, приватиры составляли значительную часть морских сил в европейских морях и Атлантике. В «Войне за ухо Дженкинса» примерно 36 тысяч американцев поступили в пиратский флот, в Девятилетней Войне знаменитый корсар Жан Барт пустил на дно почти 4000 (четыре тысячи) британских судов, в последовавшей затем Войне за Испанское Наследство – 3250 коммерческих и даже боевых кораблей. Примерно 55 000 американцев пошли в законные пираты во время Войны за независимость. Десятки судов с обеих сторон достались приватирам в Англо-Американскую Войну 1812 года.

Кто видел замечательный фильм времён наполеоновских войн Master and Commander, тот вспомнит, за кем гнался HMS Surprise - за французским корсаром «Ахерон».
Затем случилась Крымская Война, первые международные конвенции о войне на море, и корсарство стало «несоблюдением правил и обычаев войны».



Однако право, записанное в Конституции никто не отменял, США никогда не подписывали Парижскую Декларацию 1856 года, ставящую корсарство вне закона и через 129 лет, в Декабре 1941 года Конгресс выписал очередной Letter of Marque. На этот раз частному блимпу (мягкокорпусному дирижаблю, название от звука удара ладонью по боку – «блимп...») компании Good Year. Экипаж, вооружённый одной винтовкой патрулировал прибрежные воды, и имел право законно захватить в качестве приза хоть Тирпиц.
После 11 Сентября 2001 Конгресс классифицировал захват самолётов как пиратский акт, и подтвердив тот самый раздел 1.8. Конституции, принял Marque and Reprisal Act of 2001, позволяющий уже приезиденту США выдавать от имени правительства корсарский патент. Видимо частному владельцу истребителя?
Tags: источники, сша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments