harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Литературный троллинг или несколько слов о бойком пушкиноведении по-галковски

«Из сериала «бесконечный тупичок Галковского»


Цитаты о Пушкине: http://galkovsky.livejournal.com/262681.html

Большинство художников при соблюдении внешнего сходства пытались передать также «вдохновение» или «мечтательность» поэта, что ему было совершенно не свойственно. Для Пушкина было характерно выражение злобной сосредоточенности, готовое перейти в насмешку, и умный подвижный взгляд.

«Медный всадник» Пушкина целиком является развернутым ответом Мицкевичу.

Русский язык и польский очень похожи, особенно если убрать маскировку псевдолатиницы и писать польские слова кириллическими буквами (как они первоначально и писались). Но польский язык развивался более-менее самостийно, и что выросло, то выросло. Русский язык был создан в 18 веке под ключ, с использованием достижений лучших литературных языков Европы. Как следствие, писать стихи на русском очень просто – легко находить богатые рифмы, менять стихотворные размеры и входить во всякого рода фонетические тонкости.

Самая русская черта в Пушкине, - его литературная одаренность. Самая нерусская - его ум (отмечаемый всеми современниками). То, что он вообще был умён, это уже редкость, но при этом он был умён не как русский.

--------------

Дмитрий Галковский , публицист-блогер, прославился большой бойкостью пера. У нас много таких бойких: Белковский, Сатановский, Познер, Соловьев. Эренбург Илья, помнится, в советские времена тоже был весьма и весьма боек и виртуозен в своем словотворчестве. И сегодня этакие царят в СМИ РФ, бойко вытеснив локтями менее бойких.

Весьма и весьма бойко Дмитрий Галковский разоблачал всё советское, некоторое время восхищая наивных русских правых. Пока однажды на ходу не развернулся на 180 градусов и не выступил в защиту ленинского мавзолея в разгар очередной разгревшейся дискуссии о его сносе.

Тут же мне вспомнился еще один предельно бойкий автор, Дмитрий Быков, не сходивший со страниц либеральной печати в 90-х и начале нулевых. Это предельно плодовитый литератор. Как-то автору этих строк понадобился текст сказки Гофмана "Крошка Цахес", так вот, сказка нашлась в сети только в пересказе Быкова. Какова бойкость - оцените! Через некоторое время антисоветско-либеральной активности Дмитрий Быков на ходу развернулся на 180 градусов и в сетевом журнале "Русская жизнь" выдал статью о том, что Анна Ахматова -- советская патриотка и советская поэтесса. Вуаля.

Но вернемся к другому поэту и другому литератору - к Галковскому, который решил взяться за Пушкина.

Тут опять приходится сделать отступление и вспомнить, что, эта бедная икона русской литературы уже навлекала на себя ехидное внимание бойкого писателя самых что ни на есть советских времен -- Андрея Синявского, написавшего под псевдонимом Абрам Терц целую книгу "Прогулки с Пушкиным". Первые же строки "радуют" русское сердце:

"При всей любви к Пушкину, граничащей с поклонением, нам как-то затруднительно выразить, в чем его гениальность и почему именно ему, Пушкину, принадлежит пальма первенства в русской литературе. "

"Позволительно спросить, усомниться (и многие усомнились): да так ли уж велик ваш Пушкин, и чем, в самом деле, он знаменит за вычетом десятка-другого ловко скроенных пьес, про которые ничего не скажешь, кроме того, что они ловко сшиты?"

Имя Синявского в ту пору стало известно не благодаря литературным заслугам, а потому, что на него завели дело. Судить за книги (не важно, хорошие или плхие) -- занятие бессмысленное, разумеется. Даже преступное. Ореол мученика затмил в фигуре Синявского все остальное. И упоминать разнузданность его как литератора отваживаются или самые отчаянные пушкинофилы или записные юдофобы.

Вообще, фигура Пушкина постоянно навлекает на себя подколки со стороны определенной категории сетевых умников. Чаще всего его называют негром. Так что Галковский проявил оригинальность, назвав его подражателем Мицкевича. Ну, оригинальничать он умеет, не поспришь.

Почему именно Пушкин не дает спокойно спать некоторым бойким гражданам? Ответ прост. Именно Пушкин - символ русскости. Больше никто, символ бывает только один. Чтобы троллить русских, нужно взяться именно за Пушкина.

Впрочем, госп. Галковский одной литературой не ограничивается, он излагает нам и историю пушкинской эпохи со своей точки зрения, то есть с точки зрения человека нерусского, которому ничего русское не дорого, не трогает, а интересно только как возможность потроллить русских простачков.

То, что Галковский - банальный тролль, было видно сразу, задолго до эскапад с мавзолеем и пушкинских подколок. Ну, может, не банальный, талантливый, но тролль. Его предшественник Эренбург -- вспомните его тексты -- был очень даже талантлив, что есть то есть.

Литературный троль отличается от писателя. Даже очень талантливый, бойкий и по-своему вдохновенный троль отличается от самого маленького, скромного, неизвестного писателя тем, что в текстах тролля нет души. У тролля ни за что не болит душа. У него по определению просто не может быть души. В статьях Галковского, кстати, это чувствовалось с самого начала. Он - как паталогоанатом, а не как врач. Его цель не лечить, не помогать, а показывать свое искусство расчленять тело, копаться в его закоулках и выворачивать наизаку внутренности. Ведь не каждый это может -- вот народ и глазеет.

В общем, в существовании литературных троллей нет ничего удивительного. Такие всегда были и будут. Удивляет и возмущает другое, то, что это мало кого трогает. Символ русскости вымазали дёгтем и вываляли в перьях -- а большинство почтенной публики продолжает обожать и Галковского, и Познера и многих других бойких, ярких медиа-троллей. Они классно развлекают её, скучающую публику, издеваясь в своих текстах и выступлениях не только над русскими, надо сказать. Немцы -- излюбленная мишень для изощренной язвительности господ Познера и Соловьева.

Вот в этом, возможно, один из секретов их популярности, ведь обыватель обожает, когда кого-то распинают под пивко. Особенно он любит, когда известную личность низводят публично до обывательского уровня и даже ниже. Вот ради этого можно и не замечать, что попутно обмакнули в дёготь и весь народ, к котрому обыватель, как ни крути, принадлежит.

----------

Троллинг— форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации. Из Википедии.

----------

Добавлю еще пару слов об отношении к Пушкину. Критиковать можно любого писателя или поэта. Создавать из людей иконы, как создают икону из Пушкина, я считаю, неправильно. Но речь именно о критике, а не о троллинге. Дмитрий Писарев, критик-шестидсятник, отзывался о поэте достаточно безжалостно. Но Писарев не был троллем, у него была позиция, последовательность, у него была душа, у него болело сердце. Впрочем, это уже совсем другая тема.

Нина Тумасова


Галковский и его извержения пошлятины, сравнение с Быковым - два сапога пара.
Галковский о русских слабоумных губошлепах.

Tags: галковский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments